Курс молодого бмх-ера
Урок 5(1 часть). Втулки
Честно говоря, когда я представляю себе,
сколько материала нужно
будет рассмотреть
в этой статье, мне становится
немного страшно.
Действительно, втулок так
много, что рассказывать
о них очень сложно. Но
тема нужная, поэтому
мы все-таки попытаемся
кратко изложить все
то, что мы знаем о втулках
для бмх и помочь
вам лучше ориентироваться
во всем их многообразии.
Статья с картинками ("ну
наконец-то
они подумали о тех, кто
не учился в школе
и не умеет читать иначе
как по слогам!")
Все втулки делятся на две большие группы...
угадайте, какие. Правильно,
передние и задние.
Если вы не отгадали сразу,
вас можно только
пожалеть. А еще они делятся
на две другие
группы... угадайте еще
раз. Вот в этот раз
уже все должны были отгадать,
что речь идет
о втулках на закрытых и
открытых подшипниках.
А если вы и в этот раз
не отгадали, то...
нет, думаю, таких оленей
среди наших читателей
не бывает :)
В первой части этой статьи мы будем рассматривать
передние втулки на закрытых
(промышленных)
подшипниках. Во второй
части, которая рано
или поздно выйдет в свет
- задние. Втулки
на открытых подшипниках
слишком слабы, ненадежны
и не заслуживают вашего
внимания. Старайтесь
держаться от них подальше.
Это дрянь. Впрочем,
есть некоторые исключения.
Часть 1.
Передние втулки
Здесь всё довольно просто. Большинство передних
втулок различаются количеством
отверстий
для спиц - 36 и 48, в очень
редких случаях
28, 32, 40, диаметром оси
- 10 мм (также
обозначается как 3/8"),
14 мм и очень
редко 12 мм, количеством
подшипников - 2
или 4 (4 прома стоят на
primo pro, odyssey
hazard, gt rhythm, khe
hure). Само собой,
чем больше спиц, толще
ось и больше подшипников,
тем втулка прочнее. А чем
меньше всего этого,
тем она легче. Вес передних
втулок - от 200
с мелочью до 500 грамм.
На сегодняшний день
самой распространенной
является, так сказать,
практически минимальная
конфигурация - 10
мм, 36 спиц и 2 прома,
250-280 грамм. Большинство
таких втулок примерно одинаковы,
т.к. в них
стоят очень похожие по
размеру, а часто одинаковые
подшипники и одинаковые
оси). Поэтому все
просто: берите любую втулку
любой приличной
фирмы, к примеру, odyssey
vandero, fly, wtp
pi, shadow rant и многие
другие. Кроме небольшой
разницы в весе и цвете
никаких критических
различий между этими втулками
мы не нашли.
Если вы сильно нагружаете переднее колесо,
погнули уже десяток осей
и 10 мм для вас
мало, посмотрите на втулки
с осью 14 мм.
Их не так много, потому
что 14 мм ось сильно
увеличивает вес втулки,
но прочность такой
оси несомненно превосходит
10-миллиметровую
в разы - конечно, при условии,
что это хорошая
втулка, а не мусор с комплита
Норко. Хорошие
14 мм втулки производят
odyssey, macneil,
primo, profile.
Кстати, обратите внимание на интересную конструкцию
фланцев втулки macneil.
Они в два раз толще
обычных и в них вырезаны
канавки для спиц.
Таким образом, вы не сможете
на грайндах
повреждать спицы, так как
они "спрятаны"
во фланцах, а толстые фланцы
в свою очередь
хорошо держат удары и не
сминаются. Для тех,
кто не хочет ставить хабгард.
Альтернативные варианты
А теперь мы расскажем вам о вашем будущем
:) В последнее время все
большее распространение
получают втулки "на
болтах" и все
больше фирм начинают использовать
именно
эту конструкцию. Ось в
таких втулках по конструкции
очень похожа на ось в бмх-шатунах,
она бывает
стальная или алюминиевая,
17-20 мм, с резьбовыми
отверстиями, куда вкручиваются
болты. Болты
бывают 10 и 14 мм (хотя
на самом деле они
измеряются в дюймах и размеры
там обозначаются
несколько иначе, что, впрочем,
не важно),
причем втулка на болтах
10 мм по прочности
не уступает, а, возможно,
превосходит стандартную
втулку с 14 мм осью. Поэтому
можно утверждать,
что это самые лучшие втулки
в мире.
Неумный человек, глядя на втулку, обязательно
спросит: "А где ось?",
потому что
ее, в отличие от традиционных
втулок, не
видно. Она находится между
дропаутами и не
торчит наружу. Сломать
или погнуть такую
ось очень сложно. Вся нагрузка
приходится
на болты и в худшем случае
сломаются или
погнутся именно они. А
их при необходимости
можно заменить за небольшие
деньги.
Такие втулки выпускают Gsport (Marmoset -
10 мм, 36 дыр, алю ось,
250 грамм, резьба
усилена стальной "пружинкой",
90
долларов, самые маленькие
подшипники в линейке,
Monkey - 10 мм, 48 дыр,
350 грамм, алю ось,
93$, подшипники чуть прочнее,
Homer - стальная
ось, 48 дыр, 500 грамм,
93$, убить практически
невозможно), Knight (Hassel
- 250 грамм,
36 дыр, стальная ось, 110
долларов), Profile
(Mini - 36 дыр, 90 долларов,
245 грамм, болты
под шестигранник, их нужно
менять, чтобы
поставить пеги). Да, все
они дорогие, а что
вы хотели? Cycle Design
за $15? Впрочем,
скоро выходит odyssey vandero
2 и wethepeople
на болтах. ВТП будет стоить
под 90$, а вот
одисси - около 55$. Цена
очень привлекательная.
Есть еще одна разновидность втулок с такой
осью -втулки с трехэлементными
осями (с адаптерами).
Выпускаются Profile и Khe.
Фишка в том, что
в ось вкручиваются не болты,
а адаптеры -
болты с резьбой с обеих
сторон. На резьбу
с внешней стороны накручивается
обычная гайка.
Внешне такие втулки выглядят, как самые обычные.
И только вы будете знать
правду :)
Опять же, вы можете погнуть или сломать адаптер,
но не ось. Купив две пары
адаптеров с разной
внешней резьбой, вы можете
легко изменять
размер вашей втулки с 10
мм на 14 и обратно.
Но надежность втулок с
адаптерами далеко
не такая высокая, как у
втулок на болтах.
Адаптеры чаще раскручиваются
и сами по себе
не являются очень прочными.
Поэтому покупать
их без крайней необходимости
мы бы не советовали.
Возьмите лучше Мармозет.
Стоимость втулок
с адаптерами - 60-65 баксов.
Осталось уточнить несколько технических моментов,
касающихся конструкции
и материала осей.
Конечно же, оси ваших втулок
должны быть
высококачественными, 4130
или 4140, с термообработкой,
иначе все они будут гнуться
независимо от
размера. Это знает каждый.
А вот знает ли
каждый, что оси из титана
значительно слабее
хром-молибденовых? А это
именно так. Если
вам кто-то сказал, что
титан - самый лучший
и прочный материал для
вашего велосипеда,
снимите лапшу с ушей и
не слушайте таких
недоумков. Никогда не ставьте
10 мм титановые
оси на переднее колесо,
если вы катаетесь
с пегами и используете
их для грайндов, а
не для красоты. По возможности
избегайте
также ставить 14 мм титановые
оси назад.
Конечно, они прочнее 10-миллиметровых,
но
в целом это лишняя трата
денег и риск сломать
ось без причины в любую
секунду. Просто запомните,
что нет ничего лучше закаленной
хром-молибденовой
оси. Еще одно распространенное
заблуждение
- просверленные (полые)
оси прочнее цельных.
Это тоже гон - Ни разу
они не прочнее. В
каких-то других областях
применения - возможно,
но только не в бмх-е. Прочность
больше там,
где больше материала. Если
какой-то объем
материала удаляется, прочность
никак не увеличивается.
Не с чего. Попробуйте постучать
молотком
по полой водопроводной
трубе и цельному лому.
Трубу можно раздолбать,
лом - нет. Сверление
осей не увеличивает прочность,
а, скажем,
не сильно ее снижает. Если
отверстие не больше
6 мм, такая ось по прочности
близка к цельной.
А сверлят бмх-овые оси
только для снижения
веса (до 100 грамм). Поэтому
в рейтинге прочности
на первом месте у нас цельные
14 мм хромо
оси, на втором - полые
14 мм хромо, в конце
очереди - титановые 14
мм и 10 мм хромо.
Как только отойдете от
шока, вызванного последним
абзацем, бегите выбирать
втулку в соответствии
с нашими рекомендациями.
|