Курс молодого бмх-ера

Урок 5(1 часть). Втулки

Честно говоря, когда я представляю себе, сколько материала нужно будет рассмотреть в этой статье, мне становится немного страшно. Действительно, втулок так много, что рассказывать о них очень сложно. Но тема нужная, поэтому мы все-таки попытаемся кратко изложить все то, что мы знаем о втулках для бмх и помочь вам лучше ориентироваться во всем их многообразии. Статья с картинками ("ну наконец-то они подумали о тех, кто не учился в школе и не умеет читать иначе как по слогам!")

Все втулки делятся на две большие группы... угадайте, какие. Правильно, передние и задние. Если вы не отгадали сразу, вас можно только пожалеть. А еще они делятся на две другие группы... угадайте еще раз. Вот в этот раз уже все должны были отгадать, что речь идет о втулках на закрытых и открытых подшипниках. А если вы и в этот раз не отгадали, то... нет, думаю, таких оленей среди наших читателей не бывает :)

В первой части этой статьи мы будем рассматривать передние втулки на закрытых (промышленных) подшипниках. Во второй части, которая рано или поздно выйдет в свет - задние. Втулки на открытых подшипниках слишком слабы, ненадежны и не заслуживают вашего внимания. Старайтесь держаться от них подальше. Это дрянь. Впрочем, есть некоторые исключения.

Часть 1.

Передние втулки

Здесь всё довольно просто. Большинство передних втулок различаются количеством отверстий для спиц - 36 и 48, в очень редких случаях 28, 32, 40, диаметром оси - 10 мм (также обозначается как 3/8"), 14 мм и очень редко 12 мм, количеством подшипников - 2 или 4 (4 прома стоят на primo pro, odyssey hazard, gt rhythm, khe hure). Само собой, чем больше спиц, толще ось и больше подшипников, тем втулка прочнее. А чем меньше всего этого, тем она легче. Вес передних втулок - от 200 с мелочью до 500 грамм. На сегодняшний день самой распространенной является, так сказать, практически минимальная конфигурация - 10 мм, 36 спиц и 2 прома, 250-280 грамм. Большинство таких втулок примерно одинаковы, т.к. в них стоят очень похожие по размеру, а часто одинаковые подшипники и одинаковые оси). Поэтому все просто: берите любую втулку любой приличной фирмы, к примеру, odyssey vandero, fly, wtp pi, shadow rant и многие другие. Кроме небольшой разницы в весе и цвете никаких критических различий между этими втулками мы не нашли.

Если вы сильно нагружаете переднее колесо, погнули уже десяток осей и 10 мм для вас мало, посмотрите на втулки с осью 14 мм. Их не так много, потому что 14 мм ось сильно увеличивает вес втулки, но прочность такой оси несомненно превосходит 10-миллиметровую в разы - конечно, при условии, что это хорошая втулка, а не мусор с комплита Норко. Хорошие 14 мм втулки производят odyssey, macneil, primo, profile.

Кстати, обратите внимание на интересную конструкцию фланцев втулки macneil. Они в два раз толще обычных и в них вырезаны канавки для спиц. Таким образом, вы не сможете на грайндах повреждать спицы, так как они "спрятаны" во фланцах, а толстые фланцы в свою очередь хорошо держат удары и не сминаются. Для тех, кто не хочет ставить хабгард.

Альтернативные варианты

А теперь мы расскажем вам о вашем будущем :) В последнее время все большее распространение получают втулки "на болтах" и все больше фирм начинают использовать именно эту конструкцию. Ось в таких втулках по конструкции очень похожа на ось в бмх-шатунах, она бывает стальная или алюминиевая, 17-20 мм, с резьбовыми отверстиями, куда вкручиваются болты. Болты бывают 10 и 14 мм (хотя на самом деле они измеряются в дюймах и размеры там обозначаются несколько иначе, что, впрочем, не важно), причем втулка на болтах 10 мм по прочности не уступает, а, возможно, превосходит стандартную втулку с 14 мм осью. Поэтому можно утверждать, что это самые лучшие втулки в мире.

Неумный человек, глядя на втулку, обязательно спросит: "А где ось?", потому что ее, в отличие от традиционных втулок, не видно. Она находится между дропаутами и не торчит наружу. Сломать или погнуть такую ось очень сложно. Вся нагрузка приходится на болты и в худшем случае сломаются или погнутся именно они. А их при необходимости можно заменить за небольшие деньги.

Такие втулки выпускают Gsport (Marmoset - 10 мм, 36 дыр, алю ось, 250 грамм, резьба усилена стальной "пружинкой", 90 долларов, самые маленькие подшипники в линейке, Monkey - 10 мм, 48 дыр, 350 грамм, алю ось, 93$, подшипники чуть прочнее, Homer - стальная ось, 48 дыр, 500 грамм, 93$, убить практически невозможно), Knight (Hassel - 250 грамм, 36 дыр, стальная ось, 110 долларов), Profile (Mini - 36 дыр, 90 долларов, 245 грамм, болты под шестигранник, их нужно менять, чтобы поставить пеги). Да, все они дорогие, а что вы хотели? Cycle Design за $15? Впрочем, скоро выходит odyssey vandero 2 и wethepeople на болтах. ВТП будет стоить под 90$, а вот одисси - около 55$. Цена очень привлекательная.

Есть еще одна разновидность втулок с такой осью -втулки с трехэлементными осями (с адаптерами). Выпускаются Profile и Khe. Фишка в том, что в ось вкручиваются не болты, а адаптеры - болты с резьбой с обеих сторон. На резьбу с внешней стороны накручивается обычная гайка.

Внешне такие втулки выглядят, как самые обычные. И только вы будете знать правду :)

Опять же, вы можете погнуть или сломать адаптер, но не ось. Купив две пары адаптеров с разной внешней резьбой, вы можете легко изменять размер вашей втулки с 10 мм на 14 и обратно. Но надежность втулок с адаптерами далеко не такая высокая, как у втулок на болтах. Адаптеры чаще раскручиваются и сами по себе не являются очень прочными. Поэтому покупать их без крайней необходимости мы бы не советовали. Возьмите лучше Мармозет. Стоимость втулок с адаптерами - 60-65 баксов.

Осталось уточнить несколько технических моментов, касающихся конструкции и материала осей. Конечно же, оси ваших втулок должны быть высококачественными, 4130 или 4140, с термообработкой, иначе все они будут гнуться независимо от размера. Это знает каждый. А вот знает ли каждый, что оси из титана значительно слабее хром-молибденовых? А это именно так. Если вам кто-то сказал, что титан - самый лучший и прочный материал для вашего велосипеда, снимите лапшу с ушей и не слушайте таких недоумков. Никогда не ставьте 10 мм титановые оси на переднее колесо, если вы катаетесь с пегами и используете их для грайндов, а не для красоты. По возможности избегайте также ставить 14 мм титановые оси назад. Конечно, они прочнее 10-миллиметровых, но в целом это лишняя трата денег и риск сломать ось без причины в любую секунду. Просто запомните, что нет ничего лучше закаленной хром-молибденовой оси. Еще одно распространенное заблуждение - просверленные (полые) оси прочнее цельных. Это тоже гон - Ни разу они не прочнее. В каких-то других областях применения - возможно, но только не в бмх-е. Прочность больше там, где больше материала. Если какой-то объем материала удаляется, прочность никак не увеличивается. Не с чего. Попробуйте постучать молотком по полой водопроводной трубе и цельному лому. Трубу можно раздолбать, лом - нет. Сверление осей не увеличивает прочность, а, скажем, не сильно ее снижает. Если отверстие не больше 6 мм, такая ось по прочности близка к цельной. А сверлят бмх-овые оси только для снижения веса (до 100 грамм). Поэтому в рейтинге прочности на первом месте у нас цельные 14 мм хромо оси, на втором - полые 14 мм хромо, в конце очереди - титановые 14 мм и 10 мм хромо. Как только отойдете от шока, вызванного последним абзацем, бегите выбирать втулку в соответствии с нашими рекомендациями.

Все логотипы и торговые марки являются собственностью их законных владельцев. Комментарии собственность пользователей, все остальное © 2007 "samarabmx.narod.ru - все о BMX в Самаре". Использование материалов без разрешения владельцев не допускается.
Hosted by uCoz